г. Оренбург, ул. Володарского, 22 ТК"Мегаполис"

История шляпки

Как появилась женская шляпка? 

Слово «шляпа» с немецкого переводится как «головной убор, сохраняющий устойчивую форму». Действительно, с течением времени шляпа кардинально не меняла свои основные составляющие: донышко, тулью и поля. Этот предмета гардероба имеет богатую историю: шляпку то боготворили и были готовы тратить на нее огромные деньги, то отказывались полностью в сложные времена истории человечества,  ограничиваясь косынкой. Однако, всегда шляпка была символом женственности, придавала ее обладательнице шарм и загадочность.

 В наши дня с каждым годом увеличивается шляпный интерес, дизайнеры лучших домов моды делают в своих коллекциях акцент на оригинальных шляпках, для изготовления которых используются разнообразные материалы: соломка, кожа, мех, ткань, фетр.

В Средневековье шляпа являлась не только защитой от неблагоприятных погодных условий, но и предметом декоративным. Головные уборы носили все сословия: и мужчины и женщины. Впервые стали заботиться о их внешнем виде: декорировать с помощью меха, лент, перьев: чем больше на головном уборе драгоценностей, тем более богат его владелец. В средневековье ходить без головного убора женщине было верхом неприличия.

В 14 веке были придуманы эннены (генин) – высокие картонные колпаки, которые обшивались тканью. По одной из версий, ее создательницей является королева Франции Изабелла Баварская. Новшество довольно быстро распространилось по всей Европе. Считалось, что чем выше колпак, тем знатнее положение девушки. Например, высота колпаков принцесс иногда достигала одного метра в длину. С тыльной стороны генина пришивалась вуаль, которой женщины могли прикрыть лицо, все волосы было принято прятать под колпак. Такой головной убор пользовался такой большой популярностью среди придворных дам, из-за высоты генина даже приходилось увеличивать длину дверных проемов.

Веком позже в Германии и Франции женскую любовь получили соломенные шляпки.

Кроме того, было принято, что головной убор являлся не только средством защиты от природных условий или для красоты женского наряда, но еще был и средством, показывающим социальное положение граждан: правильные люди должны были носить на шляпе перья фазана или петуха, нарушившие закон – ощипанные тушки лесных птиц, а банкротов можно было узнать по желтым и зеленым шляпам, врач должен был носить берет, а ученый - маленькую шапочку черного цвета.

В наполеоновские времена среди мужчин распространены были треуголки, позже они вошли в состав военного костюма.

На праздничные события мужчины носили низкую шляпу, которая создавалась из меха бобра, а по кромке пускалось длинное перо. Особенно любил такую шляпу король Людовик 13, впоследствии такой фасон шляпы был назван его именем.

В 18 веке вместо шляп стали носить парики, а сами шляпы носили под мышкой. Моду на парики ввела королева Мария Антуанетта.  Для того, чтобы парик сидел идеально, иногда дамы полностью сбривали свои волосы.

19 век считается веком шляп. Этот предмет гардероба стал важнейшим составляющим для прекрасных дам, который девицы меняли, чуть ли не каждый день.  Модели шляп были разнообразные: чебец с лентами, тюрбан с драгоценностями, соломенная шляпка с широкими полями и многие другие. Новые модели шляп появлялись практически каждый раз, как происходило значительное политическое, культурное или военное событие и свидетельствовала о предпочтениях ее хозяина. Например, шляпку «Ромео» могли носить любители Шекспира, шляпку «Франциск» - любители французской моды.

Так шляпка стала обязательной частью женского гардероба, показателем вкуса женщины и ее социального положения. Тогда же в этикете появилось правило о том, что женщине необязательно снимать шляпку в помещении.

20 век ознаменован особым отношением к цветам и цветочным орнаментам, которые где только не использовались: в дизайне интерьеров, на платьях, в прическах и, конечно же, на шляпах. Самыми удобными для размещения цветов были шляпы с широкими полями. Здесь дамы проявляли все свои фантазии, в итоге шляпа часто превращалась в подобие клумбы на голове, достигать она могла в диаметре одного метра, в шляпу даже могли вмонтировать специальный механизм, который заставлял шевелиться фигурки птиц. Такая «тяжеловесная мода» просуществовала недолго и вскоре от идеи клумб на голове отошли.

Шляпка во времена Первой мировой войны и после.

Влияние первой мировой войны заставило упростить максимально головные уборы, оставив на шляпах лишь ленты и перья.

Эмансипация давала женщине свободу – она получала независимой от мужчин, становилась более мобильной, деловой. Куда уж тут до массивных шляп – их место занимают облегающие шляпки с маленькими полями или шляпки «клош», похожие на колокольчик. Часто женщину можно было увидеть совсем без шляпки и уж совсем странно – без волос, женщины стали состригать свои кудри.

20 век во всех отраслях ознаменован настоящими революциями во всех сферах жизни человека. Не обошлось без сенсаций и в шляпной сфере: 1933 году на подиуме была представлена манекенщица с вязаным носком но голове.

Также на шляпную моду влияли Коко Шанель и Эльза Скиапарелли. Эльза является создателем эпатажных шляпок «Стоптанная туфелька» и «Осьминог», посвященные работам Сальвадора Дали.

Эти события привели к тому, что шляпки стали создавать из всего, чего только можно, в ход идут и солома, и кожа, и пряжа. Особой любовью пользовались шляпки из конского волоса. Со временем они становятся узкими и прямыми. Возникают новые виды шляпок, в том числе и знаменитые шляпки-таблетки – совсем маленькие шляпки, закреплявшиеся на голове десяткой невидимок. Теперь в женские гардеробы вновь наполнены шляпками разных форм к каждому костюму имеется своя шляпа: деловые встречи, скачки, вечерние мероприятия, занятия спортом.

Шляпка во времена Второй мировой войны

Во время следующей мировой войны снова становится не до шляп. Тем не менее головной убор сохранялся, самым популярным был платок. Тот небольшой объем шляпок, который продолжал продаваться в Англии разрешено было реализовывать только лысым дамам – по причине нехватки материалов для производства.

После окончания войны женщины,  уставшие от мужских костюмов и грубых нарядов, вновь стремятся к моде, изяществу, женственности. Снова в моду возвращаются миниатюрные шляпки, которые сопровождаются перчатками и сумочками.

 В 60-е годы на популярность шляпок влияет высший свет и Голливуд: в ходу знаменитые шляпки-таблетки, которые часто носила Жаклин Кеннеди и изысканные шляпки Одри Хепберн.

В 80-е модно стало делать прически с помощью начеса, и от шляпок и вовсе практически отказались. Зато происходит расцвет спортивной моды, и на замену им приходят бейсболки. Благодаря во многом принцессе Диане и королеве Англии, которые обожали различного вида шляпки, интерес к этому предмету гардероба сохранялся, но не был значительным. 

Самые популярные шляпы современности

Однако, в 21 веке интерес к шляпному делу снова вернулся как в женской моде, так и в мужской. Коллекции именитых домов моды таких, как Диор, Ланвин, Гермес, Армани пополнили белые, черные и цветные модели.

Самыми популярными моделями шляп сегодня являются несколько, о которых стоит сказать отдельно:

1) Федора – считается царицей всех головных уборов, пользуется популярностью не только мужчин, но и женщин. Она была изобретена в 1880-х годах, изготавливается из фетра, обвивается атласной лентой один раз. Поля шляпы можно регулировать по высоте. На тулье находятся три вмятины. Федора была любимой шляпой Майкла Джексона

Шляпа

2) Панама  - похоже на федору, но изготавливается не из фетра, а из переработанной бумаги. К любителям таких шляп относится Мадонна и Шон Коннери
3)Шляпа Трилби – в 60-х годах ее носили мужчины, затем ее надели музыканты джазовых концертов. Традиционно в такой шляпе появляются на английских скачках. Такие шляпы носят: Кейт Мосс и Френк Синатра

4) Широкая шляпа – создается из любых материалов, используется как для светских мероприятий, так и для пляжного отдыха. Пример: Мерлин Монро и Ванесса Хадженс

5) Клош – расцвет популярности этой модели в 1920-х, имеет форму колокольчика. Пример: Анджелина Джоли в фильме «Подмена»

6) Котелок – раньше его носили только мужчины, сейчас пользуются большой любовью у женщин. Пример: Чарли Чапли, Мадонна

Интересно о шляпах!

  • В Мехико полицейские охраняют центр города в традиционных сомбреро и национальных костюмах
  • В Швеции в 18 веке было две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые выступали за политику Франции, второе – России
  • Устойчивое выражение «безумный, как шляпник» сформировалось на реальных исторических фактах: дело в том, что при обработке меха шляпник использовал вредные химические элементы, которые негативно сказывались на работе мозга. Это приводило к слабоумию и галлюцинациям
  • Считалось, что если королевскую шляпку примерит человек некоролевской крови, то он умрет от мучительной смерти
  • В 19 веке дамы носили шляпки с прикрепленными искусственными локонами, но на самом деле под шляпой волосы не укладывались вообще никак
  • Выражение «эх ты, шляпа» возникло от военных, которые по головному убору называли гражданских